|
Церковный этикет
Утеряно то, что наши прадеды впитывали с детства
и что, потом становилось естественным, - это правила поведения,
учтивости и дозволенности, которые сложились на протяжении долгого
времени, на основании норм христианской нравственности. Условно
эти правила можно назвать церковным этикетом. Вообще этикет - это
свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных
кругах различают придворный, дипломатический, воинский этикет, а
также ещё и общегражданский. Специфика церковного этикета связана,
прежде всего, с тем, что составляет основное содержание религиозной
жизни верующего человека - это почитание Бога и благочестие.
Существует мнение, что "манерничать ни к чему",
так как Бог смотрит на сердце. Последнее, конечно, верно, но ведь
и сама добродетель оскорбляет, если она соединяется с отталкивающими
манерами. Безусловно, что за блестящим обхождением могут скрываться
ужасающие намерения, что связано со знаковым характером нашего поведения,
когда, скажем, жест может открывать истинное наше состояние или
желание, но может и скрывать. Так, Понтий Пилат в одном современном
романе, умывая руки на суде над Христом, даёт этакое толкование
своему жесту: "Пусть хоть жест будет элегантен и символ безупречен,
коль поступок бесчестен". Подобные способности людей с помощью многозначности
жеста, хороших манер скрывать худое сердце не могут служить оправданием
при отсутствии церковного "хорошего тона".
Вежливость у человека духовного может стать средством
привлекающим благодать Божию. Обычно под вежливостью понимают не
только искусство проявлять внешними знаками то внутреннее уважение,
которое мы имеем к человеку, но и искусство быть приветливым с людьми,
к которым мы не имеем расположения. Что это - ханжество и лицемерие?
Для человека духовного, знающего сокровенную диалектику внешнего
и внутреннего, вежливость может стать средством на
пути стяжания и развития смирения.
Известно выражение одного подвижника: делай внешнее,
а за внешнее Господь даст и внутреннее, ибо внешнее принадлежит
человеку, а внутреннее - Богу. При появлении внешних признаков добродетели
сама добродетель постепенно возрастает в нас.
В общении с людьми - и церковными, и нецерковными
- святые отцы советуют помнить о том, что надо бороться не против
грешника, но против греха, и всегда давать человеку возможность
исправиться, помня при этом, что он, покаявшись в тайниках своего
сердца, может быть, уже помилован Богом.
Мы видим, таким образом, что, в отличие от светского
этикета, правила поведения в церковной среде, будучи теснейшим образом
связаны с благочестием, ведут к очищению и преображению сердца Божией
благодатью, которая даруется труждающемуся и подвизающемуся. Поэтому
церковный этикет должен пониматься не только как свод правил поведения,
принятых в целях сохранения церковного организма, но и как путь
восхождения ко Христу.
Для облегчения пользования этим небольшим пособием
мы разделили его на следующие части: правила поведения на приходе;
правила поведения в монастырях; как вести себя на приеме у епископа;
поведение православного вне церкви.
На приходе
При обращении к духовенству для избежания ошибок
необходимо иметь некий минимум знаний о священстве. В православии
существует три степени священства: диакон, священник, епископ. Ещё
до рукоположения в диакона ставленник должен решить: будет ли он
проходить священническое служение, являясь женатым (белое духовенство)
или же принять монашество (черное духовенство). С прошлого века
в Русской Церкви существует также институт целибата, то есть сан
принимается с обетом безбрачия ("Целибат" - по-латыни "холост").
Диаконы и священники - целибаты также относятся к белому духовенству.
В настоящее время монахи-священники служат не только в монастырях,
они нередки и на приходах, как в городе, так и в деревне. Епископ
должен быть обязательно из чёрного духовенства. Священническая иерархия
может быть представлена так:
Иерархически сану архимандрита в чёрном духовенстве
соответствуют в белом духовенстве митрофорный протоиерей и протопресвитер.
Если монах принимает схиму (высшая монашеская степень - великий
ангельский образ), то к названию его сана прибавляется приставка
"схи" - схимонах, схииеродиакон, схииеромонах (или иеросхимонах),
схиигумен, схиархимандрит, схиепископ (архиерей-схимник должен при
этом оставить управление епархией).
В обращении с духовенством следует стремиться к
нейтральной стилистике речи. Так, не является нейтральным обращение
"отец" (без употребления имени). Оно или фамильярно, или функционально
(характерно для обращения священнослужителей между собой: "Отцы
и братья. Прошу внимания").
Вопрос о том, в какой форме (на "ты" или на "вы")
следует обращаться в церковной среде, решается однозначно - на "вы"
(хотя мы и говорим в молитве Самому Богу: "оставь нам", "помилуй
меня"). Впрочем, ясно, что при близких отношениях общение переходит
на "ты". И все же при посторонних проявление в церкви близких отношений
воспринимается как нарушение нормы. Так, жена диакона или священника,
разумеется, разговаривает дома с мужем на "ты", но подобное её обращение
на приходе режет слух, подрывает авторитет священнослужителя. Следует
помнить, что в церковной среде принято обращаться с употреблением
имени собствен-ного в том виде, в каком оно звучит по-церковнославянски.
Поэтому говорят: "отец Иоанн" (не "отец Иван"), "диакон Сергий"
(а не "диакон Сергей"), "Патриарх Алексий" (а не "Алексей").
Обращение к диакону
Диакон является помощником священника. Он не имеет
той благодатной силы, которой обладает священник и которая даётся
в таинстве рукоположения во священника. В силу этого диакон не может
самостоятельно, без священника, служить литургию, крестить, исповедовать,
соборовать, венчать (то есть совершать таинства), отпевать, освящать
дом (то есть совершать требы). Соответственно к нему и не обращаются
с просьбой о совершении таинства и требы и не просят благословения.
Но, безусловно, диакон может помочь советом, молитвой.
К диакону обращаются со словами: "отец диакон".
Например: "Отец диакон, вы не подскажете, где найти отца настоятеля?".
Если хотят узнать имя священнослужителя, спрашивают обычно следующим
образом: "Простите, какое ваше святое имя?" (так можно обращаться
к любому православному). Если употребляется имя собственное, то
ему должно предшествовать "отец". Например: "Отец Андрей, позвольте
задать вам вопрос". Если говорят о диаконе в третьем лице, то следует
говорить: "Отец диакон сказал мне...", или "Отец Владимир сообщил...",
или "Диакон Павел только что ушёл".
Обращение к священнику
В церковной практике не принято приветствовать
священника словами: "Здравствуйте". При встрече, как и при прощании,
мирянин испрашивает благословение у священника: "Простите, батюшка,
и благословите".
Как поступить, если вы встретились со священником
на улице, в транспорте, в общественном месте (в приёмной мэра, магазине
и т.п.)? Даже если он в гражданской одежде, вы можете подойти к
нему и взять у него благословение, видя, конечно, что это не помешает
его делу. В случае невозможности взять благословение ограничиваются
лёгким поклоном.
Сам же священник, представляясь, должен сказать:
"Иерей (или священник) Василий Иванов", "Протоиерей Геннадий Петров",
"Игумен Леонид"; но будет нарушением церковного этикета сказать:
"Я - отец Михаил Сидоров".
В третьем лице, ссылаясь на священника, обычно
говорят: "Отец настоятель благословил", "Отец Михаил считает...".
Но режет слух: "Иерей Фёдор посоветовал". Хотя на много-клирном
приходе, где могут оказаться священники с одинаковыми именами, для
различения их говорят: "Протоиерей Николай в командировке, а иерей
Николай причащает". Или же в этом случае к имени добавляется фамилия:
"Отец Николай Маслов сейчас на приеме у Владыки".
Сочетание "отец" и фамилия священника ("отец Кравченко")
употребляется, но редко и несёт оттенок официальности и отстраненности.
Знание всего этого необходимо, но порой оказывается
недостаточным по причине многоситуативности приходской жизни. Рассмотрим
некоторые ситуации. Как поступить мирянину, если он оказался в обществе,
где несколько священников? Вариаций и тонкостей здесь может быть
много, но общее правило таково: берут благословение в первую очередь
у священников старших по званию, то есть вначале у протоиереев,
затем у иереев.
Если вы уже взяли благословение у двух-трех священников,
а рядом находятся еще три-четыре батюшки, возьмите благословение
и у них. Но если видите, что это почему-то затруднительно, скажите:
"Благо-словите, честные отцы" и поклонитесь. Заметим, что в Православии
не принято обращаться со словами: "святой отец", говорят: "честный
отче" (например: "Помолитесь за меня, честный отче"). Если подходит
под благословение семья, то вначале подходят муж, жена, а затем
дети (по старшинству). Если хотят представить кого-то священнику,
говорят: "Отец Пантелиимон, это моя супруга. Прошу вас, благословите
её".
Взаимоприветствия мирян
Поскольку мы едины во Христе, верующие называют
друг друга "брат" или "сестра". Эти обращения довольно часто (хотя,
может быть, и не в такой степени, как в западной ветви христианства)
употребляются в церковной жизни. Именно так обращаются ко всему
собранию верующие: "Братья и сёстры". Эти прекрасные слова выражают
то глубинное единение верующих, о котором сказано в молитве: "Нас
же всех от единаго Хлеба и Чаши причащающихся соедини друг ко другу
во Единаго Духа Святаго Причастие". В широком смысле слова и епископ,
и священник для мирянина - тоже братья.
В церковной среде не принято даже пожилых людей
называть по отчеству, зовут только по имени (то есть так, как мы
подходим ко Причастию, ко Христу).
При встрече мирян мужчины обычно одновременно
с рукопожатием целуют друг друга в щеку, женщины обходятся при этом
без рукопожатия. Аскетические правила накладывают ограничения на
приветствия мужчины и женщины через целование: достаточно поприветствовать
друг друга словом и наклоном головы (даже на Пасху рекомендуются
разумность и трезвенность, чтобы не привнести в пасхальное целование
страстности).
Отношения между верующими должны быть исполнены
простоты и искренности, смиренной готовности при неправоте тотчас
же просить прошения. Для церковной среды характерны небольшие диалоги:
"Прости, брат (сестра)". - "Бог простит, ты меня прости". Расставаясь,
верующие не говорят друг другу (как это принято в миру): "Всего
доброго!", но: "Храни, Господи", "Прошу молитв", "С Богом", "Помощи
Божией", "Ангела хранителя" и т.п.
Если в миру часто возникает смущение: как отказать
в чём-либо, не обидев собеседника, - то в Церкви этот вопрос решается
самым простым и лучшим образом: "Простите, я не могу на это согласиться,
потому что это грех" или "Простите, но на это нет благословения
моего духовника". И таким образом быстро снимается напряжение; в
миру для этого пришлось бы приложить немало усилий.
Поведение при разговоре
Отношение мирянина к священнику как носителю благодати,
полученной им в таинстве Священства, как лицу, поставленному священноначалием
пасти стадо словесных овец, должно быть исполнено почтительности
и уважения. При общении со священнослужителем необходимо следить
за тем, чтобы речь, жесты, мимика, поза, взгляд были благопристойными.
Это значит, что в речи не должны встречаться экспрессивные и тем
более грубые слова, жаргон, которыми полна речь в миру. Жесты и
мимика должны свестись к минимуму (известно, что скупая жестикуляция
есть признак воспитанного человека). В разговоре нельзя прикасаться
к священнику, фамильярничать. При общении соблюдают определенное
расстояние. Нарушение дистанции (чрезмерно близкое нахождение к
собеседнику) есть нарушение норм даже и мирского этикета. Поза не
должна быть развязной, тем более вызывающей. Не принято сидеть,
если священник стоит; садятся после предложения сесть. Взгляд, который
обычно менее всего подвластен сознательному контролю, не должен
быть пристальным, изучающим, ироничным. Очень часто именно взгляд
- кроткий, смиренный - сразу же говорит о человеке воспитанном,
а в нашем случае - церковном.
Вообще следует всегда стараться выслушать другого,
не утомляя собеседника своими многоречием и словоохотливостью. В
разговоре же со священником верующий человек должен помнить, что
через священника как служителя Тайн Божиих может часто говорить
Сам Господь. Поэтому-то так внимательны бывают прихожане к словам
духовного наставника.
Надо ли говорить, что и миряне в общении между
собой руководствуются теми же нормами поведения.
Обращение к монахам
Для того, чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице)
монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы),
рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи
(схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священный
сан (служат диаконами, священниками).
Обращение в монастырях выглядит следующим образом.
В мужском монастыре. К наместнику можно
обратиться с указанием его должности ("Отец наместник, благословите")
или с употреблением имени ("Отец Никон, благословите"), возможно
и просто "батюшка" (употребляется редко)." В официальной обстановке:
"Ваше Высокопреподобие" (если наместник - архимандрит или игумен)
или "Ваше Преподобие" (если иеромонах). В третьем лице говорят:
"отец наместник", "отец Гавриил".
К благочинному обращаются: с указанием должности
("отец благочинный"), с добавлением имени ("отец Никон"), "батюшка".
В третьем лице: "отец благочинный" ("обратитесь к отцу благочинному")
или "отец... (имя)".
К духовнику обращаются: с употреблением имени ("отец
Иоанн") или просто "батюшка". В третьем лице: "что посоветует духовник",
"что скажет отец Иоанн".
Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический
сан, к ним можно обратиться "батюшка" и спросить благословения.
Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят: "отец эконом",
"отец казначей". Иеромонаху, игумену, архимандриту можно сказать:
"отец... (имя)", "батюшка".
К монаху, имеющему постриг, обращаются: "отец",
к послушнику - "брат" (если послушник в преклонном возрасте - "отец").
В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка
"схи" - например: "Прошу ваших молитв, отец схиархимандрит".
В женском монастыре. Игумения, в отличие
от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять.
У неё поэтому просят благословения, обращаясь таким образом: "мать
игумения"; или с употреблением имени: "мать Ефросиния", "матушка
Амвросия" или просто "матушка". (В женском монастыре слово "матушка"
относится только к игумении. Поэтому если говорят: "Так считает
матушка", подразумевают только игумению.) В обращении к монахиням
говорят: "мать Евлампия", "мать Серафима", но в конкретной ситуации
можно просто "матушка". К послушницам обращаются: "сестра" (в случае
преклонного возраста послушницы возможно обращение "матушка".
Церковный человек в семье
Семейная жизнь - частное дело каждого. Но поскольку
семья считается домашней церковью, то и здесь можно говорить о церковном
этикете.
Церковное благочестие и домашнее благочестие взаимосвязаны
и дополняют друг друга. Истинный сын или дочь Церкви остаётся таковым
и вне церкви. Христианское миросозерцание определяет весь строй
жизни верующего. Не касаясь здесь большой темы домашнего благочестия,
затронем некоторые вопросы, касающиеся этикета.
Обращение. Имя. Поскольку имя православного
христианина имеет мистический смысл и связано с нашим небесным покровителем,
то оно должно употребляться в семье по возможности в полной форме:
Николай, Коля, но не Колюня; Иннокентий, но не Кеша; Ольга, но не
Лялька и т.п. Употребление ласкательных форм не исключается, но
оно должно быть разумным. Фамильярность в речи часто свидетельствует,
что незримо отношения в семье утратили трепетность, что обыденность
взяла верх. Недопустимо также называть домашних животных (собак,
кошек, попугаев, морских свинок и т.д.) человеческими именами. Любовь
к животным может превратиться в подлинную страсть, догорая, умаляет
любовь к Богу и человеку.
Дом, квартира церковного человека должны
являть собой пример житейской и духовной сообразности. Ограничиваться
необходимым количеством вещей, предметов кухонного обихода, мебели
- значит видеть меру духовного и материального, отдавая предпочтение
первому. Христианин не гонится за модой, это понятие вообще должно
отсутствовать в мире его ценностей. Верующий знает, что каждая вещь
требует к себе внимания, ухода, времени, которого часто не хватает
на общение с близкими, на молитву, чтение Священного Писания. Найти
компромисс между Марфой и Марией (по Евангелию), выполнять по-христиански
добросовестно обязанности хозяина, хозяйки дома, отца, матери, сына,
дочери и при этом не забыть о едином на потребу - это целое духовное
искусство, духовная мудрость. Несомненно, духовным центром дома,
собирающим в часы молитвы и духовных бесед всю семью, должна быть
комната с хорошо подобранным набором икон (домашний иконостас),
ориентирующим молящихся на восток.
Иконы должны быть в каждой комнате, а также на
кухне и в прихожей. Отсутствие в прихожей иконки обычно вызывает
у приходящих в гости верующих людей некоторое замешательство: войдя
в дом и желая перекреститься, они не видят образа. Смущение (уже
с обеих сторон) вызывает и незнание либо гостем, либо хозяином обычной
для верующих формы приветствия. Входящий произносит: "Молитвами
святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас",
на что хозяин отвечает: "Аминь"; либо гость говорит: "Мир вашему
дому", а хозяин отвечает: "С миром принимаем".
В квартире церковного человека духовные книги не
должны находиться на одном стеллаже (полке) с мирскими, светскими.
Духовные книги не принято оборачивать в газету. Церковную газету
ни в коем случае не используют для бытовых нужд. Пришедшие в негодность
духовные книги, журналы, газеты сжигают.
В красном углу рядом с иконами не размешают портреты
и фотографии дорогих хозяевам людей. Иконы не ставят на телевизор
и не вешают над телевизором.
Ни в коем случае в квартире не держат столь распространенные
сейчас гипсовые, деревянные или иные изображения языческих богов,
ритуальные маски африканских или индейских племён и т.д.
Пришедшего (даже на малое время) гостя желательно
пригласить к чаю. Здесь хорошим примером может служить восточное
гостеприимство, положительное влияние которого так заметно в радушии
православных, живущих в Средней Азии и на Кавказе. Приглашая гостей
по какому-то определённому поводу (именины, день рождения, церковный
праздник, крещение ребенка, венчание и т.п.), предварительно продумывают
состав гостей. Исходят при этом из того, что верующие люди имеют
иное миропонимание и интересы, чем далекие от веры люди. Поэтому
может случиться, что человеку неверующему будут непонятны и скучны
разговоры на духовную тему, а это может его обидеть и оскорбить.
Или же может случиться, что весь вечер уйдет на жаркий спор, когда
забыт будет и праздник. Но если приглашаемый - на пути к вере, ищет
истину, подобные встречи за столом могут пойти ему на пользу. Украсить
вечер могут хорошие записи ду-ховной музыки, фильм о святых местах,
лишь бы это было в меру и не чрезмерно затянутым.
|
|