|
Светильники Оптиной пустыни
В октябре совершается память двух великих Оптинских старцев – преподобных Льва и Амвросия.
180 лет тому назад отошел ко Господу преподобный Лев, 130 лет тому назад – преподобный Амвросий.
Иеросхимонах Лев (в миру Лев Данилович Наголкин)- основатель старчества в Оптиной пустыни. Ещё при жизни был почитаем за прозорливость и многочисленные случаи чудотворения.
В 1829 году стал основателем старчества в Оптиной пустыни и долгое время назидал поучениями и духовно окормлял огромное количество людей. Среди его духовных чад были будущие старцы Макарий Оптинский (ставший ближайшим учеником и помощником преподобного Льва), Амвросий Оптинский и многие другие. В конце 1820-х годов в числе послушников иеромонаха Льва был Дмитрий Брянчанинов — в будущем святитель Игнатий, епископ Кавказский. В 1836 году преподобный Лев был утверждён духовником обители.
В сентябре 1841 года силы начали оставлять старца. Он перестал вкушать пищу и до самой кончины ежедневно причащался Святых Таин. Преподобный Лев преставился 11/24 октября 1841 года.
***
Преподобный Амвросий Оптинский (при рождении Александр Михайлович Гренков) прославлен в лике святых в 1988 году на Поместном соборе Русской Православной Церкви. Почитался при жизни как старец. Бытует мнение, что именно он является прообразом старца Зосимы в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы».
С именем старца Амвросия связано устройство в 1884 году Шамординской женской обители.
В основанной по его благословению Шамординской обители он и скончался 10/23 октября 1891 года. На его мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла:
«Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1Кор. 9:22).
Почитая память преподобных, православные люди нашего времени продолжают черпать духовные силы в мудрых мыслях, оставленных старцами. Предлагаем вниманию читателей несколько изречений святых из сборника «Оптинский цветник».
Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращение к тебе других, если же ты не видишь в них любви, то это потому, что ты сам в себе любви не имеешь.
***
Пристрастия к миру опасайся, хотя он и льстит спокойствием и утешением, но они так кратковременны, что и не увидишь, как лишишься их, а наступит место раскаяния, тоска, уныние и никакого утешения.
***
Бог не презирает молитвы, но желания их иногда не исполняет единственно для того, чтобы по Божественному Своему намерению устроить все лучше. Что бы было, если бы Бог — Всеведец — совершенно исполнял наши желания? Я думаю, хотя не утверждаю, что все земнородные погибли.
***
Мне очень не нравится в тебе то, что находишь причиною своих скорбей других людей, а не себя. Это сильное ослепление происходит от гордости, и потому ты не находишь утешения, и печали твои бывают безотрадные.
|
|