Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, Свет во откровение языков и слава людей Твоих Израиля (Лк. 2; 29).
Эту удивительную молитву произнес святой старец Симеон Богоприимец, когда Пресвятая Богородица со Своим нареченным мужем во исполнение закона Божиего в сороковой день по рождении принесла Младенца Иисуса в Иерусалимский храм.
Кто же был этот старец, которого евангелист Лука называет праведным и говорит, что Дух Святой почивал на нем? Он был одним из тех еврейских ученых книжников, которые переводили с еврейского на греческий Священное Писание Ветхого Завета для царя Птоломея Египетского. На долю старца Симеона выпал перевод пророчества Исаии. И когда он дошел до того места, в котором говорится: Се Дева во чреве приимет и родит Сыта Эммануила, что значит «с нами Бог» (Ис. 7; 14),— то остановился, призадумавшись: «Как возможно то, о чем пишет святой пророк? Разве возможно, чтобы дева, а не замужняя женщина родила сына?» Он думал, что это ошибка, и хотел исправить ее, заменив слово «Дева» словами «замужняя женщина», но Дух Святой остановил его, и повелел написать то, что написано у пророка Исаии, и предрек ему: «Ты не умрешь, пока своими глазами не увидишь исполнение этого пророчества».
И святой Симеон жил долго, как ни один из его современников. И вот, когда в храм был принесен Младенец Иисус, старец Симеон, движимый Духом Святым, тоже отправился туда. Он не был священником, который должен был принять посвящаемого Богу новорожденного первенца, и тем не менее принял Его. И, взглянув на Младенца Иисуса, он Духом Святым узнал, что это Тот, о Котором пророчествовал святой Исаия. Он узнал в Нем Мессию, Господа Иисуса, он понял, что теперь разрешились узы его земной жизни, которые тяготили его, и, благословив Бога, произнес удивительную молитву, с которой я начал проповедь.
Но почему эту молитву Церковь признает настолько важной, что повторяет ее ежедневно на вечернем богослужении?
Симеону Богоприимцу надлежало вознести хвалу и благодарение Богу, благословить Его, когда он увидел в лице принесенного в храм Младенца Самого Мессию, Спасителя мира.
И если св. Симеон видел спасение Божие, уготованное всем людям, то и мы — не телесными, а духовными очами — видим его, зная, что воскресший Спаситель оставил нам Евангелие, зная путь, указанный Им, зная Его слова: Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь (Ин. 14; 6).
Христос явил нам Свой божественный свет, осиявший весь мир. Свет Христов сияет в сердцах всех, кто возлюбил Его, кто с несокрушимой верой пошел по пути, указанному Им. Свет Христов рассеял духовную тьму жизни.
Святой Симеон Богоприимец вознес хвалу Богу, назвав Богомладенца Славой народа Израиля. Но Израиль потерял Божие избрание с тех пор, как отверг своего Спасителя. Теперь избранным народом стал весь род христианский, и Христос Бог есть Слава всех христиан.
Сам Бог говорит, что жертва хвалы принимается Им, как жертва чистая и святая: Жертва хвалы прославит Меня, и это путь, коим Я явлю ему спасение Мое (Пс. 49; 23).
Так принесем же Ему жертву хвалы.
Да спасет же Господь всех нас по Своей безмерной любви и неизреченному снисхождению к нашей слабости и порокам! Аминь.
15 февраля 1950г